Оборот розничной торговли представляет собой стоимость товаров, проданных населению за личный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных отдельными категориями населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.

Индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот общественного питания представляет собой стоимость проданной собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных без кулинарной обработки для потребления главным образом на месте.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включают данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов экономической деятельности, осуществляющим продажу населению потребительских товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания), или с оплатой через кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров на веществах, смешанных и продовольственных рынках.

Оборот розничной торговли формируются по данным сплошного федерального статистического наблюдения за коммерческими организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочных обследований малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), розничных рынков, которые проводятся с месячной периодичностью, а так же ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов, эти показатели досчитываются на объемы скрытой деятельности.

В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков.

Продажа продукции (товаров) промышленными организациями – стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров собственного производства (включая НДС, акциз, другие налоги и сборы).

Продажа продукции (товаров) организациями оптовой торговли (оборот оптовой торговли) – стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за коммерческими организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий оптовой торговли (кроме микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а так же ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объем скрытой деятельности.


Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами российской экономики. В объеме платных услуг населению учитывается экспорт услуг и не учитывается их импорт. Статистически данный показатель измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.

Платные услуги населению включают в себя: бытовые услуги, транспортные, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристские, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера и другие.